Павлов А.С. Лена-Река-Труженица

 

 

     Многое ли известно о первом пароходе на Лене?
До недавнего времени информация о нём ограничи­
валась несколькими фразами, кочующими из книги в книгу, из статьи в статью: "Первое паровое судно
появилось на Лене в 1856 году в связи с возникнове­
нием Бодайбинских золотых приисков. Построили
его в Верхоленске и назвали "Первенец". Появление
"огнедышащего чуда с длинной трубой" было встре-

чено жителями Приленья с волнующим интересом.

     Второй пароход. "Св. Тихон Задонский", на Вер­хней Лене построили лишь десять лет спустя..." Не­которые газетные статьи, правда, добавляют, что впоследствии первый пароход был перестроен в баржу "Гонец" и до сих пор останки его лежат в дамбе Алексеевского затона. И все...

Фактически же ни одна фраза, кроме, пожалуй, "волнующего интереса", не соответствует действи- тельности. Обратитесь к архивам и вы убедитесь, что    в материалах, отчетах, справках нет ни слова о пароходе ни в 1856, ни в последующие пять лет. Напротив,   документы пестрят фразами, типа сделанных почетной гражданкой О.Ф. Мыльниковой и иркутской купчихой Д.Е. Серебренниковой (которые пытались организовать  г судоходство на Лене в самом начале 1861 года) где говорится, что система реки Лены "по настоящее время не имеет парохода...»     Основные дореволюционные источники именно 1861 год считали датой начала парового судоходства на Лене, да и в архивных справках с этого времени появляется "один пароход и при нём баржа..." Напри­мер, в Якутском архиве имеется документ, датирован­ный началом 1862 года: "Открыто пароходство по Лене компанией иркутского купца И.С. Хаминова. Пароход начал рейсы во второй половине июля и лишь неожиданно высокий уровень воды дал ему возможность проплыть все трудные места в необыч­ное время от Верхоленска... Было перевезено 296 человек пассажиров и до 15500 пудов груза. Выручка составила 17 тысяч рублей".

В 1862 году пароход пришел в Якутск, в 1864 году он сделал два рейса по Лене от Киренска до Якутска. Любопытно, но первый пароход назывался вовсе не "Первенцем", хотя судно с таким названием на Лене работало.

Еще в 1979 году Федот Глебович Карелин, бывший
шкипер баржи "Гонец", которую оборудовали из па­рохода, сообщил мне, что его баржа была построена
в 1863 году в Бельгии, позднее это было подтверждено
|             документами.

     По документам раньше "Гонца", в 1858 году, был построен только один пароход — "Святой Тихон Задонский". Оба буксира строились в Бельгии, на заводе Джона Коккериля, доставлялись на Лену сна­чала по железной дороге, а затем через всю Сибирь-матушку на лошадях, зимней порой, как раз три года. в Верхоленске собирались из готовых частей./. А. С. Павлов.// Лена - река труженица / А. С. Павлов. - Якутск, [1994].-С1

Фондодержатель- НБ РС (Якутия)

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация